Познавательный проект «Ознакомление детей раннего
возраста с народными промыслами России»
познавательно –
игровой.
краткосрочный.(
8-12 ноября)
Участники:
дети и
родители первой младшей группы, воспитатели.
Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский
педагог К. Ушинский ещё в XIX веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе
к своим корням, истории, культуре, чем русский. Как же развивать воображение и
творческие способности детей, если не
приобщать их к истокам народного творчества?
Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на
одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой,
традициями, развиваем воображение, эстетический вкус.
Формирование у детей познавательного интереса к
русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского
народа и организацию художественно-продуктивной деятельности
и является актуальностью проекта.
Проблема:
Знакомы ли наши дети и родители с русским народными промыслами,
традициями русского народа?
Обоснование
проблемы: 1.
Недостаточное знание родителей о русских народных промыслах.
2. Нет знаний у детей о русской народной культуре.
Цель проекта:
формирование у детей познавательного интереса к
русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского
народа и организацию художественно-продуктивной и
творческой деятельности. Приобщение родителей к процессу развития ребенка
средствами народного творчества
с использованием различных методов и приемов.
Задачи
работы над проектом
для детей:
- Приобщать детей к
истокам духовной культуры русского народа
- Формировать лучшие качества национального характера:
трудолюбие, милосердие, мужество, любовь к ближнему и родной земле, доброта,
представления о русской народной игрушке,
традициях и обычаях, связанных с изготовлением. Формировать предпосылки к
поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой
деятельности.
- Развивать творческие и познавательные
способности, речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать
словарный запас детей, навыки
взаимодействия детей друг с другом.
Задачи
работы над проектом
для педагогов:
- Активизировать деятельность педагогов по проблеме ознакомления детей с народным творчеством
- Создание условий для развития воображения и
художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления
с русским народным творчеством.
-Познакомить детей с
русской народной игрушке, традициями и обычаями,
связанных с изготовлением.
-
Просвещение и педагогическая подготовка родителей.
Задачи
работы для родителей:
-
Создать в семье благоприятных условий для развития личности ребенка в
совместной деятельности.
- Познакомить детей с народными
игрушками.
-
Повысить уровень вовлечённости родителей в деятельность ДОУ как активных
субъектов.
Предполагаемый
результат:
Дети: Проявление устойчивого интереса к народным игрушкам, различным видам детской деятельности.
Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек.
Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.
Родители: Привлечение родителей к осознанному
воспитанию своих детей по данной теме.
-
Активно участвуют в образовательном процессе.
Воспитатели: Овладение техникой проектной деятельности
- высокий уровень коммуникации детей, их речевой и творческой активности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный
Педагоги:
Выявление проблемы
- Определение цели и темы проекта
-
Подбор и изучение необходимой литературы
-
Составление плана работы, подбор методик и технологий.
Проведение
опроса воспитанников и их родителей
для выявления уровня знаний о народном
творчестве
-
Подготовка атрибутов для игр, занятий
Проведение
информационно- просветительской
работы
среди родителей дошкольников.
Дети:
Рассматривание
иллюстраций и игрушек,
слушание
потешек, стихов, разучивание
дидактических,
подвижных, хороводных игр.
Родители:
Помогают
в оформление выставки
«Народная игрушка»
2этап.
Основной
Перспективный план по работе с
детьми.
Формы, методы и приёмы работы |
Образовательные задачи |
Направление реализации проекта по
образовательным областям |
Ответственные |
Чтение стихотворений
про матрешку |
Продолжать приучать детей слушать
художественное произведение без наглядного сопровождения. Развивать речь,
память, воображение. Приобщать к словесному искусству |
Речевое развитие |
Воспитатель |
Пальчиковая гимнастика «Разминка» |
Формировать навыки социального взаимодействия с взрослым.
Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. |
Речевое развитие |
Воспитатель |
Подвижная игра «Выщла
курочка гулять» |
Формировать у детей желание
играть вместе с воспитателем в подвижные игры. Развивать основные движения,
речь, внимание. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам. |
Физическое развитие |
Воспитатель |
Песни «Баю-баю-баюшки», «Маленькая птичка»,
танец «матрешка» |
Вызвать активность детей при
подпевании и пении. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки
через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и
воспроизводить движения, показываемые взрослыми |
Художественно-эстетическое
развитие Речевое развитие |
Воспитатель |
Развлечение «Праздник народной игрушки» |
Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы
сказочных героев. Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в
группе и детском саду, обеспечению у детей чувства
комфорта и защищённости. |
Социально-коммуникативное
развитие Речевое развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое
развитие |
|
д/игра «Матрёшки-подружки» |
Упражнять детей в
правильном назывании предметов, замечать и называть различие в цвете и
размере. Обогащать в игре с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Активизировать словарь детей,
развивать внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы. |
Познавательное
развитие Речевое развитие |
|
Беседа «Знакомство с климовской игрушкой «Кошечка» |
Активизировать словарь детей,
развивать внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы. Учить
называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны |
Познавательное
развитие Речевое развитие |
|
«Знакомство с дымковской игрушкой» |
Знакомить детей с народной игрушкой (дымковской) для
обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки
художественных образов. Учить украшать изображение ватными палочками |
Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие |
|
Перспективный план по работе с
родителями.
Формы, методы и приёмы работы |
Цель |
Анкетирование
родителей «Что вы знаете о народной игрушке?» |
Нацелить родителей к активной совместной и педагогически
правильной работе в направлении «Ознакомление детей раннего
возраста с народным творчеством» |
Памятка «Как познакомить ребёнка с народной игрушкой» |
|
Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Консультация «Роль народной игрушки
в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста.» Консультация р «Роль русского декоративно-прикладного
искусства для детей раннего возраста» |
|
«Интерактивное взаимодействие» с
родителям Отчёт о проекте в блоге «Малышата»и на
сайте МБДОУ «Большереченский детский
сад» |
Повысить педагогическую и психологическую грамотность
родителей в воспитании детей с
помощью расширения информационного пространства |
3-й этап. Заключительный
1.Итоговое мероприятие: развлечение «Праздник народной игрушки»
2. Подведение итогов проекта.
3.
Презентация в виде выставки детских работ и фотографий к занятиям.
4. Мини-выставка «Народные игрушки»
Оценка результатов
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности знаний о народном творчестве значительно повысился. Это можно
увидеть по результатам совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Дети:
Имеют представление о народных игрушках.
Обогатилась
речевая и двигательная активность.
Сформировано
положительное отношение к художественному творчеству, эмоциональный отклик на
музыкальные произведения.
Начала
проявляться личная значимость каждого ребенка в жизни коллектива.
Педагоги:
1.
Повысился уровень творческой инициативы, умение к применению современных
методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
2.
Создали условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в
целях дальнейшего сотрудничества.
Родители:
Повысился уровень вовлеченности родителей воспитанников в
деятельность ДОУ как активных субъектов
В.Н.
Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников»;
М.А. Васильевой «Программа воспитание и обучения в детском саду»;
Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей
дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
Кондакова Н.
Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
Котова И.
Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет,
2010.
Народные
художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
Комментариев нет:
Отправить комментарий