пятница, 12 ноября 2021 г.

 

Познавательный проект «Ознакомление детей раннего возраста с народными промыслами России»

 Тип проекта:

познавательно – игровой.

краткосрочный.( 8-12 ноября)

Участники:

дети и родители первой младшей группы, воспитатели.

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский ещё в XIX веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного творчества? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, развиваем воображение, эстетический вкус.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной деятельности и является актуальностью проекта.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народными промыслами,  традициями русского народа?

Обоснование проблемы: 1. Недостаточное знание родителей о русских народных промыслах. 2. Нет знаний у детей о русской народной культуре.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Приобщение родителей к процессу развития ребенка средствами  народного творчества с использованием различных методов и приемов.

Задачи работы над проектом для детей:

- Приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа

- Формировать лучшие качества национального характера: трудолюбие, милосердие, мужество, любовь к ближнему и родной земле, доброта, представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением. Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.

- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

- Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей, навыки взаимодействия детей друг с другом.

Задачи работы над проектом для педагогов:

- Активизировать деятельность  педагогов по проблеме ознакомления детей с народным творчеством

- Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русским народным творчеством.

-Познакомить детей с русской народной игрушке, традициями и обычаями, связанных с изготовлением.

- Просвещение и педагогическая подготовка родителей.

Задачи работы для родителей:

- Создать в семье благоприятных условий для развития личности ребенка в совместной деятельности.

Познакомить детей с народными игрушками.

- Повысить уровень вовлечённости родителей в деятельность ДОУ как активных субъектов.

Предполагаемый результат:

Дети: Проявление устойчивого интереса к народным игрушкам, различным видам детской деятельности.

Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.

Родители: Привлечение родителей к осознанному воспитанию своих детей по данной теме.

- Активно участвуют в образовательном процессе.

Воспитатели: Овладение техникой проектной деятельности

- высокий уровень коммуникации детей, их речевой и творческой активности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 этап.  Подготовительный

Педагоги:

Выявление проблемы

- Определение цели и темы проекта

- Подбор и изучение необходимой литературы

- Составление плана работы, подбор методик и технологий.

Проведение опроса воспитанников и их родителей

для выявления уровня знаний о народном

творчестве

- Подготовка атрибутов для игр, занятий

Проведение информационно- просветительской

работы среди родителей дошкольников.

Дети:

Рассматривание иллюстраций и игрушек,

слушание потешек, стихов, разучивание

дидактических, подвижных, хороводных игр.

Родители:

Помогают в оформление выставки

«Народная игрушка»

2этап. Основной

Перспективный план по работе с детьми.

Формы, методы и приёмы работы

Образовательные задачи

Направление реализации проекта по образовательным областям

Ответственные

Чтение стихотворений про матрешку

 

Продолжать приучать детей слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Развивать речь, память, воображение. Приобщать к словесному искусству

Речевое развитие

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика «Разминка» 

Формировать навыки социального взаимодействия с взрослым. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

Речевое развитие

Воспитатель

Подвижная игра «Выщла курочка гулять» 

Формировать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры. Развивать основные движения, речь, внимание. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.

Физическое развитие

Воспитатель

Песни «Баю-баю-баюшки»«Маленькая птичка», танец «матрешка» 

Вызвать активность детей при подпевании и пении. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Воспитатель

Развлечение «Праздник народной игрушки» 

Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищённости.

 

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

 

д/игра «Матрёшки-подружки» 

Упражнять детей в правильном назывании предметов, замечать и называть различие в цвете и размере. Обогащать в игре с дидактическим материалом чувственный опыт детей.

Активизировать словарь детей, развивать внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы.

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Беседа «Знакомство с климовской игрушкой «Кошечка» 

Активизировать словарь детей, развивать внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы. Учить называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

«Знакомство с дымковской игрушкой» 

Знакомить детей с народной игрушкой (дымковской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Учить украшать изображение ватными палочками

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

 

Перспективный план по работе с родителями.

 

Формы, методы и приёмы работы

Цель

Анкетирование родителей

«Что вы знаете о народной игрушке

 

Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе в направлении «Ознакомление детей раннего возраста с народным творчеством»

Памятка «Как познакомить ребёнка с народной игрушкой»

 

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение»

Консультация «Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста

Консультация р «Роль русского декоративно-прикладного искусства для детей раннего возраста»

«Интерактивное взаимодействие» с родителям

Отчёт о проекте в блоге «Малышата»и на сайте МБДОУ «Большереченский  детский сад»

 

Повысить педагогическую и психологическую грамотность родителей в воспитании детей с помощью расширения информационного пространства

 

3-й этап.  Заключительный

1.Итоговое мероприятие: развлечение «Праздник народной игрушки»

2. Подведение итогов проекта.

3. Презентация в виде выставки детских работ и фотографий к занятиям.

4. Мини-выставка «Народные игрушки»

Оценка результатов

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности знаний о народном творчестве значительно повысился. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Дети:

Имеют представление о народных игрушках.

Обогатилась речевая и двигательная активность.

Сформировано положительное отношение к художественному творчеству, эмоциональный отклик на музыкальные произведения.

Начала проявляться личная значимость каждого ребенка в жизни коллектива.

Педагоги:

1. Повысился уровень творческой инициативы, умение к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

2. Создали условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Родители:

Повысился уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов  
























 

 















 Список литературы

В.Н. Журавлева  «Проектная деятельность старших дошкольников»;
М.А. Васильевой «Программа воспитание и обучения в детском саду»;
Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.

Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.

Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий