четверг, 13 июля 2023 г.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ ЛЕТОМ С ДЕТЬМИ?


На этот вопрос есть множество стандартных ответов. Но давайте задумаемся, а что действительно нужно детям? Как организовать лето с пользой для них, а не только для менеджеров компаний-туроператоров?
Прежде всего давайте вспомним, чем лето отличается от других времен года. Ну да, жара. А что это значит? Это значит, что максимальное количество времени можно проводить на воздухе! На том самом воздухе, который как воздух необходим нашим квартирно-садиковским детям для роста, для развития, для жизни!
Поэтому — правило первое — лето нужно организовать так, чтобы над головой максимальное количество времени было небо.
Для начала давайте решим первый вопрос: Где?
Возможные варианты: море, деревня, дача, турбазы, дикая природа (если жизнь в палатке с ребенком не кажется вам экстримом), наконец, город...
Планируя первый вариант, помним о том, что на акклиматизацию любому организму нужно 14 дней. То есть, первые две недели организм усиленно трудится, чтобы приспособиться к новым условиям обитания. И только потом начинается настоящий отдых- оздоровление (ради чего, собственно, на море и едут).
Из этого делаем выводы, что ехать на море менее, чем на месяц, по меньшей мере неразумно. Если же этой возможности у вас нет, а есть бабушка на даче или в деревне — благословите небо, бабушку и кусок земли, потому что именно тут ребенок сможет получить по максимуму здоровый воздух, здоровую пищу — для тела и, между прочим, для интеллекта (об этом позже).
Город, конечно, самый неудачный вариант, но если других возможностей нет — приспосабливаемся.

У нас есть парки. Набережная. У нас есть ранний восход а значит, несколько часов до работы — да-да, дети очень легко становятся жаворонками, потому что «совиный» образ жизни, очень вредный, между прочим, навязываем им мы.
Кстати, вы помните еще, как пахнут на восходе цветущие липы на набережной?
Ну и святое — время после работы, когда дома грех сидеть.
Теперь давайте решим еще один вопрос: Что?
Что делать с ребенком летом?! Странный вопрос — конечно, развивать интеллект!
Но только не так, как мы это делали осенью-зимой-весной. Давайте попробуем отстать от малыша (и от не-малыша) со всеми нашими программами, занятиями, результатами и успехами. Давайте страшно рискнем — и решимся хоть на несколько недель отдать в его руки проблему его развития.
Думаете, он отупеет? Это, конечно, возможно, но только в одном случае: если он будет сидеть перед телевизором. Если же он будет там, где есть солнце, воздух и вода, а еще песок, земля, камни, грязь...


Скорее всего, он начнет ставить опыты и эксперименты. И наша с вами роль — обеспечить для опытов все необходимое. Возьмем универсальное место — песочница (на даче достаточно угла и мешка песка).
Кроме традиционных совочков- формочек нужно сито, мельница — наблюдать за ней можно бесконечно, а это развивает ребенка гораздо лучше «развивающих» игрушек с кнопочками, емкость с водой (песок, оказывается, мокнет, вода меняет его свойства — представляете, сколько открытий!). Вовсе необязательно ваш ребенок станет лепить куличики (этот навык, кстати, малыши могут отрабатывать несколько лет подряд).

Попробуйте его заинтересовать песочными «прятками» - засыпать песком камушек, шишку, желудь, пусть их ищет, пусть на ощупь угадывает, что нашел.
С помощью воды можно строить каналы, хотя вода сама по себе (в любой емкости) — материал для исследований. Что тонет, а что нет? Почему кораблик переворачивается, если на него подуть сильнее, чем надо? А если вы разрешите брызгаться из бутылок с дырками в пробках — ведь для веселья водные пистолеты вовсе не обязательны!..
Отдельно нужно сказать о братьях наших меньших. Как правило, лето — время активного изучения насекомых.
А как дети их изучают? Вспомните себя. «У меня червячок! Ой, уже два, но маленьких!» Перед взрослыми всегда встает вопрос: как на это реагировать? Конечно, насекомых жалко, но... Ребенок воспринимает смерть вовсе не так, как взрослый. И вряд ли стоит возлагать на него ношу, которую он не в силах еще поднять.
Поэтому, если вас не спрашивают — попробуйте не заметить.
Если ребенок почувствует, что это сильно вас трогает, он может начать таким образом привлекать ваше внимание — вряд ли при этом насекомым станет лучше.
Если же вам невмоготу — не надо объяснять, что «жучку больно»: до пяти лет ребенок просто не способен понять чувства другого. Лучше опишите ему свои чувства: «Мне так жалко, что я аж не могу на это смотреть».
Итак, главная задача, которая стоит перед нами летом: дать ребенку возможность получить как можно больше эмпирических ощущений. То есть запахов, звуков, жара от костра — и ломоты от ледяной родниковой воды, колючек от репейника — и колюче-душистого облака сена.
Легкого дуновения в полуденный зной — и сильного предгрозового шквала. Пусть наконец вместо ровных городских дорожек перед ним
откроются кочки и корни лесной тропинки (неплохо «пересеченную местность» устроить и в каком-нибудь уголке на даче).


Про «лужи босиком» и говорить нечего — это как обязательное школьное образование. Именно подобные ощущения дают ребенку пищу для развития, пищу, которую будет потом использовать его воображение в течение многих лет.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий