суббота, 3 февраля 2024 г.

 


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«ЗИМА ХРУСТАЛЬНАЯ»

 

Проблема проекта.

У дошкольников еще не в полной мере сформированы представления о явлениях природы; культурные практики бережного отношения к природе носят несистемный характер; недостаточны знания о зимних развлечениях и зимних видах спорта.

Выше обозначенные проблемы связаны с недопониманием родителями значимости дошкольного детства в развитии у детей познавательно-исследовательских, творческих интересов, наблюдательности, памяти, эмоций; недостаточным вниманием к совместной познавательной деятельности.

 


Актуальность проекта. 

В дошкольном возрасте ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственно организованных культурных практик, например - взаимодействия с природой. Интеграция культурных практик в образовательном процессе дошкольников расширяет их возможности понимания  взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы; стимулирует любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

Проект совместной деятельности с детьми поможет расширить культурные практики ребенка; обогатить, систематизировать и творчески применить знания о сезонных изменениях в зимнее время года; познакомит с разными состояниями воды, опытами с водой и снегом; обогатит навыки сотрудничества.

 

Цель проекта.

Развивать культурные умения детей в специально организованных исследовательских практиках. Формировать представления целостной картины мира в процессе познания природных явлений зимой, особенностях данного периода времени года, его красоты, его значимости в жизни природы и человека, зимних развлечениях.

 


Задачи проекта:

- обогащать культурные навыки детей посредством систематизации и расширения представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период;

- развивать культурные практики детей через стимулирование их познавательной активности, мышления, воображения, речи;

- формировать познавательно - исследовательских умения детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений;

- продолжать развивать наблюдательность: умение видеть красоту природы, зимнего леса, родного края;

- развивать культурные практики общения со сверстниками в процессе игровой деятельности; желание играть на улице в зимние виды игр;

- содействовать повышению эффективности детско-родительских отношений. - содействовать повышению эффективности детско-родительских отношений.

 

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)

 

Прогнозируемый результат:

Разработанное содержание культурных практик для детей в проектной деятельности будет способствовать успешной реализации задач и цели проекта.

В результате совместной деятельности дети освоят следующие культурные умения:

- наблюдение за явлениями в природе;

- анализ происходящих изменений, установление взаимосвязи в явлениях живой и неживой природы в зимний период;

- научатся замечать красоту окружающего мира;

- проявлять бережное отношение к природе;

- в совместных со взрослыми играх и праздниках будут приобщаться к здоровому образу жизни;

- соблюдать правила безопасного поведения зимой;

- проявлять интерес и желание к играм на свежем воздухе.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми в проекте будет способствовать повышению эффективность детско-родительских отношений, улучшению отношений сотрудничества и взаимодействия с педагогическим коллективом.

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

иллюстрации о зиме, художественная литература, видеофильмы, аудиокассеты, магнитофон, компьютер; бумага, кисти, карандаши, восковые мелки; инвентарь для экспериментирования.

 

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

 

Организация деятельности в рамках проекта.

Подготовительный этап:

- формулирование проблемы;

- определение темы, актуальности и цели проекта;

- составление паспорта проекта;

- подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов;

- подбор сюжетных картинок и иллюстраций, мультфильмов;

- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

- привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Основной этап:

- проведение с детьми бесед, наблюдений;

- проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;

- чтение художественной литературы детям (заучивание стихов);

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр мультфильмов, презентаций;

- проведение занятий, игр-викторин, исследовательской деятельности;.

- прослушивание и разучивание песен;

- проведение спортивных и оздоровительных мероприятий;

- разработка памяток для родителей;

- проведение консультирования, бесед с родителями;

- совместное оформление с родителями папки-передвижки по теме проекта.

Заключительный этап:

- интеллектуальная игра – викторина «Зимушка – зима»;

- выставка рисунков «Зимушка».

 

Технологическая карта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п.коммуникативная,

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п.свободные детской деятельности.

Беседы «Осторожно! Зимние травмы» «Как заботиться о здоровье зимой», «Хорошо, что есть зима». «Зима и дети», Почему к нам приходит зима?»

Беседы-рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос»

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья. Собираемся на прогулку», «Библиотека», «Строители», «Больница».

Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Загадалки», «Разрезные картинки»

 

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п.свободные детской деятельности,

- к.п.коммуникативная.

Проблемная ситуация «Почему растаяла Снегурочка?»

Игра-викторина «Зимушка-Зима»

Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».

Беседы: «Где рождается снег и иней», «Как зимуют дикие животные», «Кому и зачем нужна зима?»

Д/и: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Где чей хвост», «К названному дереву беги», «Зимние виды спорта», «Что напутал Буратино?», «Собери снеговика», «Третий лишний».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом.

Рассматривание иллюстраций из серии «Времена года»-«Зима».
Наблюдения: за погодой, небом, облаками, тучами, солнцем, луной, деревьями, снежинками снегопадом, состоянием снега и льда, за животными и птицами, за жизнью людей зимой.

 

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

Беседы: «В какие игры ты играешь зимой?», «Почему скрипит снег?» «Зачем зимой снег»

Чтение стихов о зимней природе: С. Есенин «Пороша», Ф. Одоевский «Мороз

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п.свободные детской деятельности,

- к.п.коммуникативная

Иванович», Г.Скребицкий «На лесной полянке», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке», «Зимовье зверей», «Два мороза», Г.Рамазанов «Зима», Г.Ладонщиков «Здравствуй, зимушка-зима!», Е.Явецкая «Зима-рукодельница»,

Е.Благинина «Снегурочка», Т.Шорыгина «Вы узнаёте зиму?.»

З.Трофимова «Снег - что это такое». Н. Грибачёв «Где прячется лето?», Е. Михайленко «Подарки зимы», Н.Павлова «Зимняя пирушка».

Словесная игра «Что делать? Что делают?»

Д/и: «Что (кто) прячется за сугробом?», «Доскажи словечко»,

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой).

Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли».

Рассматривание иллюстраций и составление творческих рассказов по теме «Зимние игры детей»

 

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п.свободные детской деятельности,

- к.п.коммуникативная

Занятие по рисованию «Весело качусь я под гору в сугроб

Конструирование из бумаги «Зимовье зверей» (оригами).

Свободное творчество – изготовление снежинок, раскрашивание «разукрашек» на тему «Зимние картинки», рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.

Рисование «Дети гуляют зимой на участке».

Рисование: «Снеговик» (метод «тычка»).

Разучивание песен про зиму.
Слушание детских песенок про зиму на дисках.

Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

 

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. здорового образа жизни.

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п.свободные детской деятельности

П/и «День и ночь», «Крепость», «Кто быстрее», «Снежная баба», «Передал - садись», «Два Мороза», «Мороз – Красный нос», «Снежок, сугроб, яма», «Бездомный заяц», «Что нам нравится зимой»

Спортивное упражнение – скольжение с горы, «След в след», катание на санках, «Снайперы», «Весёлая мишень», «Снежный боулинг»

Дыхательные упражнения: «Сдуваем снежинки».

Пальчиковая игра «Снеговик», «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Физкультминутки: «Зимняя прогулка», «Пускай снегами всё заносит».

 

Взаимодействие с родителями воспитанников

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. формирования поведения и отношения,

- к.п.коммуникативная

Памятка «Правила безопасного поведения на улице зимой».

Памятка «Зимние травмы»

Советы по организации домашнего чтения о животном мире зимой.

Советы родителям, как одевать ребёнка на прогулку в морозную погоду: «Одежда ребенка на зимней прогулке».

Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой».

Просмотр с детьми мультфильмов: «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик».

 

 


















Результаты реализации проекта (итог)

Реализация задач проекта способствовала обогащению познавательных культурных практик детей, формированию их культурных умений:

- наблюдать за явлениями в природе;

- анализировать происходящие изменения, взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;

- замечать красоту окружающего мира, родного края;

- проявлять бережное отношение к природе;

- стремится приобщиться к здоровому образу жизни;

- соблюдать правила безопасного поведения зимой;

- проявлять интерес и желание к играм на свежем воздухе;

- уметь общаться и выражать свои мысли и впечатления.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми в проекте способствовало повышению эффективность детско-родительских отношений, улучшению отношений сотрудничества и взаимодействия с родительским коллективом и воспитателями, позволило успешно реализовать поставленные цели по формированию универсальных познавательно-творческих культурных умений детей.

В ходе проекта с родителями проводились беседы, консультации. Для них были разработаны памятки и в результате родители дошкольников активно взаимодействовали со всеми участниками проекта, помогали в проведении разнообразных мероприятий.

Проведена интеллектуальная игра – викторина «Зимушка – зима».

Проведена выставка рисунков «Зимушка».

 

Перечень литературы

(или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программы, рекомендации, пособия, обеспечивающие реализацию проекта, Интернет-ресурсы:

1. Богуславская З.М.., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.- Просвещение, 1991.- 207 с.

2. Веракса Н.Е, Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольника.- М.,- 2008.

3. Занятия в по развитию речи в детском саду / под ред. О.С. Ушакова .- М. : Просвещение, 1993, - 271 с.

4. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет.- М.: Баласс, 2001.- 496 с.

5. Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н.Калмыкова.- Волгоград: Учитель, 2014- 247 с.

6. Князева О.Л.., Маханева М.Д..- Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СП б: Детство – Пресс, 1999, 304 с.

7. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова.

8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.- 144 с.

9. Осокина Т.И. Игры и развлечения на воздухе. М., 1983

10. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет, М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 112 с.

11. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.- 224 с.

12. Хрестоматия для младшей группы –М., Высшая школа, 2014.- 186 с. =

Комментариев нет:

Отправить комментарий